Раскрасим мир палитрой наших языков !
Учебный проект, принципы и задачи
I) цели
II) принципы и методы работы
III) тандем школа-родители
I) Цели школы:
– развитие детского двуязычия;
– поддержка естественного семейного билингвизма (русский язык для большинства учеников является вторым родным языком, нуждающимся в поддержке в контексте моноязычной французской среды);
– разработка и внедрение учебных программ, дающих детям прочную языковую базу и готовящих их к продолжению учебы в сфере среднего и высшего образования;
– системное обучение языку, развитие всех языковых навыков (чтение, письмо, аудирование, говорение…), осознание структуры языка, понимание его логики и тонкостей, интересные нескучные уроки с яркой игровой составляющей;
– приобщение детей к разнообразию и богатству русскоязычных культур;
– общее интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка, развитие его креативности;
– роль объединяющего звена в общем образовательном проекте (родители-школа-общество);
– информационно-просветительская деятельность по вопросам дву- и многоязычия.
Название школы символично: взбираться все выше и выше по “cтупенькам“, открывая для себя неиссякаемые богатства русского языка и культуры.
II) Принципы и методы работы
Педагогический коллектив состоит из дипломированных специалистов в области лингвистики и педагогики. Русский язык преподается не как иностранный язык и не как родной. Для большинства учеников русский является вторым родным языком, развивающимся в нерусскоязычной среде, что учитывается в педагогических подходах и методах. Сбалансированный билингвизм детей является приоритетом данного учебного проекта.
Научные исследования в области двуязычия предоставляют полезные методологические рекомендации, а учебники для детей, изучающих русский вне России, становятся все многочисленнее. В библиотеке школы (в том числе и в цифровом формате) уже имеется некоторое количество учебных пособий и специализированных книг.
Школа разрабатывает общую учебную программу, но каждый преподаватель свободен в выборе методик и подходов, в определении педагогических задач и формата проверки знаний учеников. Каждый педагог имеет свой стиль преподавания и отдает предпочтение той или иной форме учебного процесса. Школа, со своей стороны, просит педагогов учитывать следующие принципы:
– Школа “Ступеньки” – не классическая школа. Очень важно, чтобы она была источником позитивных эмоций и удовольствия для детей, чтобы они приходили в нее с радостью и желанием учиться. Что абсолютно не исключает дисциплину и серьезность, без которых учебный процесс просто невозможен.
-Педагогический подход, основанный на игре, один из самых важных и приоритетных в детской аудитории (включая и старших учеников). Учиться, играя, – эта методика имеет сторонников во всем мире и успешно работает с учениками всех возрастов. Педагогические игры в школе имеют всегда языковую задачу.
– Культурная составляющая занимает важное место в учебной программе. Страноведение, литература, музыка, кино и другие культурные источники будут затронуты на уроках. Поскольку школьное время ограничено, необходимость определить приоритеты очевидна. Но контакт с языком и культурой не заканчивается за стенами учебного класса и многое остается возможным благодаря родителям. Школа же может дать импульс, вызвать интерес, пробудить любопытство, открыть новинки (например, в области современной детской литературы).
– Со стороны педагога приветствуются широкий диапозон видов деятельности на уроке, креативность и инновация.
Работа в команде один из залогов успеха этого учебного проекта. Педагогические собрания -возможность поделиться опытом работы с классом и успешными наработками, обсудить новые приобретения и идеи, выбрать новые направления и согласовать общие параметры работы.
Благодаря различным партнерам во Франции и за рубежом педагоги имеют возможность регулярно принимать участие в различных семинарах, куда приглашаются известные российские и европейские специалисты по детскому двуязычию, методисты, авторы учебников, издательства, специализирующиеся в области РКИ и русского как второго родного языка. Эти встречи позволяют быть в курсе новинок учебной литературы, обмениваться опытом с коллегами из других городов и получать при необходимости методологическую помощь от специалистов, а также быть в прямом контакте с авторами учебников, что, без сомнения, весьма ценно в процессе преподавания.
Весной 2013 г. школа приняла участие в европейском проекте Bilium (билингвизм в Европе): 11 стран-участников планируют разработать концепцию программы повышения квалификации педагогов русского языка в дошкольных образовательных учреждениях Европы.
III) Тандем школа-родители
Школа функционирует в еженедельном формате. Общее количество учебных часов в год – 40,5ч. Что означает следующее: без регулярной работы дома, без родительской помощи и отдачи невозможно достичь ожидаемого результата. Этот учебный проект будет успешным только при условии, что все его участники (дети, педагоги, родители) будут действительно активны и ответственны.
Информационное собрание для родителей организуется в первой половине сентября. Это возможность познакомиться с преподавателями, поговорить о программе и содержании уроков, задать все волнующие вопросы, получить информацию о планах школы на весь учебный год. В течение года преподаватели открыты для общения после урока или по электронной почте. Итоговые собрания могут быть запланированы в середине и/или конце учебного года. По всем вопросам относительно графика занятий, оплаты и прочих организационных моментов просьба обращаться в Бюро ассоциации и к руководителю школы.
Домашнее задание дается ребятам каждую неделю (информация пересылается родителям по электронной почте или уточняется в тетради). В большинстве случаев это креативные задания или игры на закрепление пройденного материала, которые рекомендуется делать под руководством родителей.
В ближайших планах школы – цикл круглых столов для родителей по вопросам семейного двуязычия.
Синергия школа-семья это еще один важнейший фактор успешного развития этого учебного проекта. И за пределами класса тоже происходит много интересных событий и мероприятий (праздники, пикники, экскурсии, путешествия…), которые объединяют и детей, и взрослых. Потенциал проекта неисчерпаем, а наш главный импульс – сознание вершить доброе хорошее дело для наших детей.
Projet pedagogique en russe в формате PDF
Projet pédagogique de l’école, format PDF